В Глазове меняется городской транспорт Рассказываем, какими будут эти перемены и почему без них нельзя обойтись.
Глава Глазова Сергей Коновалов анонсировал основные изменения с 1 сентября, когда завершается действующий контракт на городские перевозки: "В 2023 году мы меняем маршрутную сеть и расписание, начинаем замену автобусов и оборудование остановок. Полное воплощение проекта займет 2-3 года, но начало будет положено уже через две недели. В какой-то мере мы – первопроходцы и поэтому методику изменения маршрутов разрабатываем вместе всем городом. Транспортная реформа, назревшая в Глазове, практически не имеет аналогов в стране. Потому что комплексно изменять городские перевозки берутся пока только крупные города, такого опыта в малых городах практически нет. Делаем этот шаг вместе с глазовчанами, бизнесом и экспертами".
Проработкой маршрутов и остановочной сети занимается проектное агентство Алексея Радченко совместно с российской компанией OTS Lab. Специалисты, которые сейчас работают в Глазове, уже воплотили проекты транспортных развязок и архитектурные решения в Москве, Санкт-Петербурге, Перми и Екатеринбурге.
Главным партнерами проекта стали Чепецкий механический завод и топливная компания ТВЭЛ в рамках реализации программы «Люди и города» – благодаря их финансовой поддержке идет как разработка транспортной схемы, так и ее внедрение на территории города.
Основные проблемы городского транспорта администрация города «оцифровала» вместе с экспертами и перевозчиками.
Были проанализированы:
Более 300 обращений граждан за 9 месяцев
Более 7 тысяч транзакций оплаты проезда
Охват жителей существующими остановками
Места проживания сотрудников крупных предприятий
Изменения маршрутов по годам
Реестр транспортных средств
Благодаря аналитике больших данных стало ясно, почему плохо работает существующая схема:
Из 15 маршрутов очень низкий пассажиропоток на пяти – они просто «банкротят» транспортные предприятия.
Слишком большие интервалы движения на 6 маршрутах.
Высокая степень дублирования маршрутами друг друга – отсюда и нерентабельность, и «гонка» по маршруту с целью опередить конкурента в ущерб качеству, и неудобство для микрорайонов, где маршрутов нет совсем.
Односторонние полукольцевые трассы маршрутов 2Б, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 11, 12 занимают много времени на одном направлении.
Расписание разных маршрутов несогласованно и, к тому же, плохо соблюдается.
Для соблюдения расписания на «невыгодных» маршрутах у предприятий просто не хватает автобусов. Есть маршруты, у которых всего несколько рейсов в день, из-за чего по городу эти маршруты не пользуются популярностью – получается замкнутый круг проблем.
Средний возраст автобусов – 9 лет 7 месяцев, уже 73% из них требуют замены. Старые автобусы не приспособлены для маломобильных пассажиров.
Большая часть остановочных пунктов находится более 600 м друг от друга – для малого города это далеко, страдает удобство пассажиров. В то же время, есть улицы, где расстояние между остановками – менее 300 метров, это уже невыгодно перевозчику – он теряет время на каждой.
Какие решения воплотили в новой транспортной схеме:
Ушли от дублирования маршрутами друг друга, заменили и сгруппировали похожие маршруты. Теперь автобусы будут ходить чаще и быстрее.
Сократили время автобуса в пути и интервалы между автобусами. Раньше автобусы много петляли, маршруты включали большое количество поворотов, и поэтому добираться приходилось долго. Мы использовали «принцип прямолинейности» - его идея в том, чтобы вместо одного длинного и долгого маршрута с большим количеством поворотов запустить несколько прямых.
Просчитали расстояние между остановками. Создали карту социальных объектов и проверили, есть ли рядом остановки. Проехались по всем местам и замерили пассажиропоток, чтобы увидеть, где чаще всего бывают жители. Сравнили эти данные с картой остановок и узнали, где их не хватает. В итоге развили остановочную сеть – появляется 27 новых остановок, при этом около 10 старых остановок становятся невостребованными, они будут закрыты.
При формировании расписания учли график посменной работы на предприятиях города и наиболее частые обращения и пожелания, высказанные в опросах горожан.
Люди наиболее активны с 6 утра до 22 часов вечера, транспорт должен поддерживать естественный график жителей, автобусы не должны ходить пустыми. Мы учили расписание пассажиров и особенности дней недели. Получилась разная схема движения в будние и выходные дни.
Запланировали приобретение 34 новых современных автобусов: низкий пол позволит перевозить велосипеды и коляски
Все автобусы будут оборудованы системой ГЛОНАСС, что позволит видеть приближение автобуса жителям и контролировать исполнение расписания Управлению ЖКХ.
Планируем обустройство шести отстойно-разворотных площадок, постепенное благоустройство и оборудование павильонами всех остановок.
Где можно будет ознакомиться с изменениями:
На каждой остановке будет информационный стенд с удобной навигацией и расписанием, на нем будет видно, на каком маршруте и куда с нее можно добраться.
Разрабатываем сайт с полной информацией об изменениях. С ним уже можно ознакомится по ссылке: http://glazov-transport.ru/ Здесь же – внизу страницы – есть форма для отправки вопросов и замечаний.
Готовится к запуску онлайн-приложение для отслеживания транспорта пассажирами и система бесконтактной оплаты.
Считаем, что будет правильно рассказать о каждом маршруте: как он изменится, где будут новые остановки и почему приняты именно такие решения. Разместим информацию в группе администрации города и на сайте, посвященном автобусным перевозкам.
Конкурс на новые автобусные перевозки стартует на этой неделе. Определив подрядчиков, подробно разъясним, какие предприятия будут работать на маршрутах.